Оставим в стороне фактор «зачем это делать?» и типичные возгласы «А-А-А!!! Это фанера! Вы обманываете ваших слушателей, вам нельзя выступать на сцене!!!». Одно дело, когда музыканты пытаются играть "под плюс" (создавать видимость игры на инструменте в то время, как звучит фонограмма), особенно, когда «под плюс» идет вокал, а певец только открывает рот. Другое дело, когда плэйбеки необходимы, например, в случае отсутствия одного из музыкантов (чаще всего — клавишника и реже ударника), для электронных спецэффектов или если затраты на воспроизведение необходимого звука необоснованно большие (к примеру, для воспроизведения звучания симфонического оркестра или большого хора).
Для второй задачи существуют разные способы: бюджетные и дорогие, сложные в реализации или попроще, довольно универсальные, которые идеально подойдут только для больших групп, или для «one-man band» (групп из одного человека).
Рассмотрим кратко те варианты, которые большинству музыкантов могут показаться известными и очевидными, а в другой части статьи обсудим программу Ableton Live, которую я использую уже не один год и рекомендую всем, кому важен компромисс между стабильностью и ценой.
MP3-плеер (дёшево и сердито)
Легкий способ для совсем уж простых плэйбеков, если исполнитель один (максимум два), а в самой фонограмме есть ударные. Если вас этот вариант полностью устраивает — отлично, только не забывайте, что важное значение имеет цифрово-аналоговый процессор, который в бюджетных плеерах может быть невысокого качества.
P.S. Если используется телефон - не забывайте на время концерта включать "режим полета" ;-)
P.S. Если используется телефон - не забывайте на время концерта включать "режим полета" ;-)
MP3-плеер с метрономом ударнику
Этот способ подороже, так как требует кроме устройства воспроизведения также небольшой микшерский пульт для ударника, который будет разделять сигнал на две части — часть отправлять на пульт, а часть звука вместе со звуком метронома — ударнику. Минусы этого подхода очевидны — если у вас обычный стерео mp3-плеер, то звук подкладки будет в моно (так как один канал занят под метроном ударнику). Впрочем, я видел, как с такой конфигурацией успешно работали некоторые музыканты, которым срочно понадобился плейбек, но не было денег на более дорогие и качественные решения.
Портативная студия
Один из наиболее дорогих вариантов, но при этом и один из лучших, а его часто используют группы мирового уровня. Портативная студия - это отдельное устройство, которое умеет запускать треки одновременно, регулировать их громкость между собой и направлять их на различные выходы. Эту устройства меньше подвержены типичным глюкам, щелчкам и прочим недостаткам, которые сплошь и рядом встречаются в других методах. Но хорошая портативная студия стоит недешево, да и весит она тоже немало, что для начинающих групп является излишним.Секвенсор синтезатора
Используется принцип портативной студии, но средствами синтезатора. Инструменты среднего и высокого класса иногда имеют возможность проигрывать готовые MIDI-партии и намного реже — аудио-файлы. Я некоторое время использовал этот способ, но столкнулся с весомыми недостатками. Например, бывает трудно соединить игру на синтезаторе с самими плейбеками по громкости, редактирование MIDI-файлов слишком сложное, функция аудио-воспроизведения - редкость. Также не всегда в синтезаторах дополнительные выходы для метронома. Конечно, этот метод опять же затратный из-за необходимости наличия клавишника и самого синтезатора с подобной функцией.Ноутбук + звуковая карта + микшерский пульт
Вот мы и подобрались к одному из наиболее универсальных решений: ноутбук + звуковая карта (в идеале — с четырьмя независимыми выходами) + микшерский пульт. Пусть это решение не самое дешевое, но все же у многих есть ноутбук, который можно использовать помимо живых концертов. Покупка хотя бы б/у звуковой карты за 300$ тоже не сильно ударит по карману, и ее можно дополнительно использовать для записи домашних демок или для работы.
Но даже в пределах этого решения, которое активно используется небольшими группами как компромисс между ценой и стабильностью, есть много различных способов организации самого плейбека. Существует много групп, которые создают дорожки в определенном DAW типа Reaper или Cubase, а затем с помощью функции "закладок" перескакивают на определенную дорожку или ее часть.
Но даже в пределах этого решения, которое активно используется небольшими группами как компромисс между ценой и стабильностью, есть много различных способов организации самого плейбека. Существует много групп, которые создают дорожки в определенном DAW типа Reaper или Cubase, а затем с помощью функции "закладок" перескакивают на определенную дорожку или ее часть.
Казалось бы, этот способ отличный, но часто приводит к залипаниям, требует излишней внимательности, достаточно неудобный при переключении треков (особенно, когда это нужно сделать плавно и с минимальным "швом")...
Долгие поиски привели меня к софту, который активно используется некоторыми ди-джеями —Ableton Live (или его аналог Bitwig Studio).
Я опишу подробно его плюсы и способы использования, и думаю, тот, кто имел опыт с работой под плейбек, полностью оценят многие удобства в приложении.
Долгие поиски привели меня к софту, который активно используется некоторыми ди-джеями —Ableton Live (или его аналог Bitwig Studio).
Я опишу подробно его плюсы и способы использования, и думаю, тот, кто имел опыт с работой под плейбек, полностью оценят многие удобства в приложении.
Как я использую Ableton Live
Итак, за что же я люблю Ableton Live и всем его рекомендую?
Это цифровая аудио-студия (DAW), в которой есть два режима работы.
Первый — традиционный секвенсор, который одновременно проигрывает различные аудио- и миди-клипы. Назовем его горизонтальным секвенсором, он довольно типичен для подобных программ, и на нем нет смысла останавливаться:
Но в Ableton Live существует особый "вертикальный Live-режим". В нем приоритет идет на то, что вы можете запускать определенные фрагменты в любом порядке по очереди или одновременно, синхронизируясь по нужному темпу. Эта функция чаще используется различными DJ для плавного переключения между треками, но мною она используется именно для синхронного запуска плейбеков:
Переключение с горизонтального режима на вертикальный происходит с помощью клавиши Tab или переключателя в правом верхнем углу окна:
Переключение с горизонтального режима на вертикальный происходит с помощью клавиши Tab или переключателя в правом верхнем углу окна:
Перед тем, как описывать особенности настройки плейбека, обращу внимание на неочевидный момент. Если у вашей звуковой карты более чем два выхода, нужно перейти в настройки (Options->Preferences), во вкладке Audio выбираем нужный драйвер:
И уже при нажатии кнопки Output Config выбираем те аудиовыходы, которые будет использовать Ableton. Обратите внимание также остальные настройки.
На основном экране Live-режима вы увидите отдельные "инструменты-дорожки", насположенные вертикально, а справа - AUX-выходы для обработки и "Master" - настройки главного выхода. Все, что находится на одной горизонтали - называется "сценами". Сцены довольно просто запускать одновременно в один клик.
Каждая дорожка в определенной сцене имеет свой "клип". Клип - это отдельный фрагмент аудио или MIDI. Размер клипа никак не ограничен, это может быть как отдельный звук, так и целые огромные аудиофрагменты:
Создадим новый проект (New Live Set) через меню File или просто нажав Ctrl+N.
По умолчанию у вас уже будет две midi и две аудио-дорожки, 2 посыла (с названием Reverb и Delay), Master выход; в каждом из них будет уже 8 пустых сцен.
Сразу же особое внимание обратим на настройки отображаемых виджетов справа от Master-канала:
Кнопка I-O должна быть включена, она отвечает за Входы-Выходы для дорожек; это важная настройка, которая нам понадобится в будущем. Кнопка S отвечает за отображение ручки вывода на посыл для каждой дорожки, R - за отображение посылов в списке дорожек; M - показывает полоску и управление громкостью. Остальные настройки (D - Track Delay и X - Crossfade) для плейбеков не первоочередные, предлагаю изучить их самостоятельно.
Теперь, когда мы видим нужные настройки, займемся организацией плейбека.
Для примера один midi-канал удалим, второй переименуем в Metronome, одну аудио-дорожку назовем Playback, вторую - Audio Metronome. Стандартные посылы лучше удалить, а затем, кликнув правой кнопкой мыши по пустому месту, добавить новый посыл, который назовем Drummer Output (это будет микс для ударника). Для переименования нужно нажать Ctrl+R либо кликнуть правой кнопкой мыши по названию дорожки.
Теперь звучание метронома. Для этого в левой части экрана выберем какой-то инструмент. Для примера хватит стандартного синтезатора Operator. Конечно, можно использовать и внешние VST-инструменты, но мне это кажется излишеством — стандартные плагины занимают немного оперативной памяти и на моем опыте никогда не были источником тормозов.
Выберите дорожку Metronome, а затем два раза по кликните Operator. Неочевидный момент - если вы не увидели изменения - откройте звуковой тракт дорожки (кнопка для этого находится в самом нижнем правом углу окна):
Теперь, когда мы видим стандартный синтезатор Operator, можно выбрать свойства его первого осцилятора и заменить волну на более "резкую", например, на Triangle либо Square:
Следующий шаг - это создать маленький "клип" для метронома. Дважды кликаем по пустому клипу — по умолчанию должен сразу же открыться MIDI-редактор клипа. Этот редактор не самый удобный из того, что может быть, но им приходится пользоваться довольно редко.
Дальше устанавливаем длину этого клипа в 3 такта (первое действие). Зацикливаем с третьего такта один такт, и где-то в 3-4 октаве прописываем схему, которую я указал.
Обычно можно установить ту ноту, которая есть тоникой основной тональности песни (тогда метроном не так будет резать уши). Первый такт я обычно выставляю как "пристрелочный". Во втором такте - все четыре ноты звучат вверху, что обозначает ударнику "скоро начало песни". Третий такт - это будет последовательность, которая будет звучать на протяжении всего трека, так как он будет зациклен.
Подобная схема подходит ударнику в 90% случаев, если вы имеете дело с музыкой без изменения темпа в размере 4/4. О других случаях — смотрим конец статьи.
Дальше возвращаемся к настройкам входа/выхода для метронома. Тут нужно сделать два действия. Первое - это выключить выход метронома на Master-канал, а оставить его только для Sends:
Второе - это выставить уровень метронома на посыл, который будет направлен ударнику:
Количество подбирается на репетициях экспериментально. Таким же образом вы можете установить громкость дорожки Playback - тогда ударник будет слышать и его, не влияя на микс главного канала.
Теперь займемся настройкой посыла для ударника. Посыл, который мы ранее назвали Drummer Output, направим только на нужный выход аудио-карты (в моем случае - третий, но если у вас достаточно выходов - можно организовать Stereo-выход для ударника, для чего выбрать 3/4 канал - это позволит делать панорамирование playback-микса и направить метроном только в одно ухо):
Выбираем Ext. Out, а ниже - нужные каналы. Теперь все, что будет на Drummer Output, будет звучать только на 3/4 канале звуковой карты. Если же у вас только двуканальная звуковая карта, придется выход делать только на второй выход, а Master выход аналогично настроить, чтобы он работал в моно-режиме только на первый выход.
А теперь займемся подготовкой плейбека.
Сам файл плейбека лучше создать в привычном вам DAW (нап., Cubase, Reaper или ProTools) в формате WAVE желаемого качества. Помните только, что чем выше битность и частота - тем больше этот файл будет забирать оперативной памяти и дольше грузиться.
В самом файле при подготовке включите/выключите нужные инструменты или их фрагменты, подпевки и тому подобное. Почему я настаиваю на этой системе (когда вы сбрасываете уже готовый файл в Ableton, а не его фрагменты) - это экономия памяти, стабильность и скорость загрузки. Если есть необходимость - можно создать несколько элементов плейбеков, и включать/выключать часть из них при необходимости - например, включать дополнительные подпевки или партии отсутствующих музыкантов. Для этого нужно добавить несколько дорожек Playback, и потом добавлять в одну сцену сразу несколько файлов одной песни.
Замечание: никаких пустых тактов перед началом плейбека вставлять не нужно. Также желательно сразу же записать темп трека в названии.
Дальнейшая инструкция описывает случай, если в нужном плейбеке не изменяется скорость трека или не изменяется размер (например, по всей песне он 4/4 или 6/8). Это закрывает почти все необходимые простые треки. Более сложные примеры рассмотрим ниже.
Открываем папку с нужными подготовлеными плейбеками и просто перетаскиваем их на нужный клип в дорожке Playback, после чего дважды кликаем по этому клипу, чтобы открылись его свойства. На них мы и остановимся, так как это очень тонкие моменты, которые сильно влияют на работу.
Первый момент — кнопка "RAM". Это значит, что при загрузке проекта файл будет перенесен в оперативную память. Это очень важно, потому что спасает проигрывание от множества провисаний, тормозов и щелчков, связанных с жестким диском.
Второй — фейдер громкости для конкретного клипа. Лучше, конечно, постараться сделать обработку компрессором/максимайзером, чтобы достичь хорошего уровня трека, но эта кнопка позволяет отрегулировать плейбеки, которые слишком уж громкие или тихие.
А теперь - важнейшая функция под названием WARP.
Как уже объяснялось раньше, Ableton в первую очередь создавался для DJ, и для них скорость проигрывания клипа принципиальная. Некоторые клипы более быстрые, некоторые - более медленные, но при лайв-сете они должны идти в одинаковой скорости для плавного перехода треков. Поэтому в Ableton есть встроенная функция изменения скорости проигрывания клипа.
Она работает довольно мудрено и неочевидно, поэтому я и уделяю ей много внимания.
Скажу сразу - иногда ее можно сразу же выключить и забыть, но она предоставляет некоторые дополнительные возможности.
WARP работает таким образом — он пытается определить скорость трека автоматически для каждого фрагмента клипа (то есть вашей песни). Затем при проигрывании он будет ускорять или замедлять проигрывания фрагментов этих клипов соответственно с той скоростью, которая указана в свойствах секвенсора или конкретной сцены.
Обычно автоматическое определение скорости проигрывания никуда не годится, а так как мы используем Ableton как плейбек-систему, а не инструмент для диджеинга, WARP нам почти не нужен и настроим мы его самостоятельно.
Смотрим в настройки клипа. Желтые точки - это маркеры WARP, кликнув по них, в виджете справа вы увидите предполагаемую скорость данного фрагмента:
Поскольку я уже говорил, что скорость трека менятся не будет, мы удаляем все эти маркеры, оставив только первый. Для этого просто выделяем данный клип (он подсветится синим) и нажимаем Del. Теперь останется только первый маркер для WARP, другие должны исчезнуть.
Но это еще не все. Ableton слишком мудрит и пытается определить начало трека самостоятельно, но обычно он это делает неудачно, поэтому нужно найти начало трека самому и поставить собственную метку WARP.
Для этого наведем мышкой на эту часть экрана (должна появиться лупа):
Обычно начало трека найти несложно, но это неудобно, если он начинается не с первых нот или имеет затакт (как в моем случае). Поэтому значительно увеличиваем область просмотра, ищем сильный удар, дважды кликаем по зоне варпинга и добавляем новый маркер в предполагаемом месте:
Удаляем остальные маркеры, оставив только этот и выставляем его скорость (соответственно, скорость всего трека):
Важный момент! После этого нужно обозначить, что этот маркер есть началом трека. Для этого кликаем правой кнопкой мыши по нему и выбираем Set 1.1.1 here.
Теперь Ableton знает, что весь трек в оригинале был в темпе 142.
Остается еще несколько манипуляций. Во-первых, проверьте, правильно ли установлен конец трека (End на скриншоте выше).
Во-вторых, поскольку у нас перед треком два такта для ударника - нужно выставить начало трека в -2 такта. Если же плейбек не начинается с самого начала песни - нужно, соответственно, ставить минус стартовую позицию (иногда у меня это бывает вплоть до -50 тактов). То есть, плейбек стартует за 50 тактов до метки, которую мы обозначили как 1.1.1, и вступит только на 50 такте.
После всех этих манипуляций переименовываем саму сцену. Начало - это название, после чего нужно поставить точку с запятой и указать темп произведения с окончанием BPM. Например, No Ways; 142 BPM. Ableton таким образом поймет, что данный трек нужно производить на скорости 142 BPM. А поскольку WARP тоже установлен в 142, это будет значить, что никаких манипуляций со скоростью сделано не будет:
Зачем же было так долго настраивать WARP?
Ableton теперь знает, что в оригинале клип был в темпе 142. Если мы в названии сцены изменим 142 на 135, он автоматически замедлит и метроном, и плейбек на нужную скорость - это очень удобно для репетиций или если нужно почему-то поменять скорость произведения, но нет времени для этого перезаписывать все плейбеки (особенно если это не просто MIDI-файл, но и живые инструменты с вокалом).
Также можно указать, что произведения в необычном размере, например: "No Ways; 3/4; 144 BPM" и перестроить клип метронома на нужную систему.
Аналогично добавляются другие треки в сцены. Обычно "клип" дорожки Metronome можно копипастить, изменяя высоту метронома для удобства.
Более сложные произведения с изменяемым темпом
Если изменения касаются только метра - нужно использовать не ту midi-заготовку, которую мы создали раньше, а самостоятельно прописать midi-дорожку с изменениями в оригинальном секвенсоре и перенести ее в нужный клип.
Но если же изменяется темп — самым простым решением будет добавить отдельно аудио-дорожку метронома (а не midi) и плейбек. Бросаем их в одну сцену, настраиваем выходы дорожки Audio Metronome и отключаем WARP как в клипе метронома, так и плейбеке (так как иначе Ableton будет пытаться подстраивать скорость произведения).
Нужно выставить в свойствах клипа Start на 00:00 и в плейбеке, и в метрономе, таким образом, эти две дорожки будут запускаться синхронно.
Именно таким образом можно поступать для всех треков и не морочиться с WARP, но описать стоило оба варианта, чтобы вы выбрали себе более удобный.
Немного о запуске клипов
Обычно музыканты просто выбирают нужный маркер или сцену с помощью мышки, но это не очень удобно в условиях живой работы. В тех случаях, когда в группе есть клавишник, можно сделать так, чтобы клипы запускал он со своей клавиатуры с помощью MIDI. Для этого нужно нажать кнопку MIDI в правом верхнем углу:
Теперь редактор стал синего цвета, и это значит, что на каждую подсвеченную кнопку можно назначить клавишу или регулятор MIDI. Также регулировку можно делать и с клавиатуры компьютера, если нажать кнопку "KEY", которая находится рядом.
Обратите внимания и на следующие настройки:
Они позволяют двигать курсор сцен "вверх-вниз" и останавливать все дорожки одновременно.
Таким образом, иногда удается достигнуть такой автоматизации Ableton, что все управление - запуск/остановка клипов нужных сцен происходит с синтезатора или любого внешнего MIDI-устройства, и не нужно отвлекаться на ноутбук, который просто работает.
Если запуском управляет ударник - необходимость в автоматизации возникает редко, но кому-то может быть удобно назначить свои шорткаты для перелистывания сцен или запускать отдельные клипы при нажатии на нужную кнопку ноутбука.
Дополнительные мысли
1. Можно соединить телефон и ноутбук по Wi-Fi, и с помощью программы "виртуальная клавиатура" управлять телефоном или планшетом для запуска плейбеков. Это имеет ограниченную область применения, но почему бы и нет? Особая магия - это когда плейбек стартует, на сцене никого нет и только затем музыканты пафосно выходят на сцену. Глупый шаблон, но иногда срабатывает :-)
2. Аналогично можно создавать еще один дополнительный посыл для других музыкантов группы, в котором, например, будет не такой громкий метроном или просто система мониторинга.
3. Можно к звуковой карте подключить микрофон, вывести ее как audio-дорожку, которую сразу отправлять ударнику на посыл — таким образом, можно полностью решить проблему мониторинга для ударника в условиях ограниченного бюджета (обычно если на сценах небольших клубов есть 2-3 монитора для вокалиста/гитариста/клавишника, то на ударниках могут и сэкономить).
4. Также есть возможность включения следующей сцены сразу же после того, как закончится клип. Это довольно неочевидная функция. Нужно кликнуть по кнопке L, после чего появятся дополнительные свойства запуска клипов:
Выбираем время запуска события и действие "запустить следующий клип".
Если возникли дополнительные вопросы - пишите их в комментариях, в будущем, возможно, статья будет дополнительно обрастать какими-то деталями и неочевидными моментами.
Адміністратор блогу видалив цей коментар.
ВідповістиВидалитищляпа твое приложение, в плюс к тому, что платное, так ещё и 2 айфона требуется
ВідповістиВидалитиОчень полезная статья! Спасибо вам большое за публикацию.
ВідповістиВидалитиОтличная подробная инструкция, спасибо!
ВідповістиВидалити